|
Издательство »» Ионинский листок »» № 1 (383). О ПОЧИТАНИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ О ПОЧИТАНИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИМы чтим превысшую всех сил небесных, честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим. Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог определил быть Матерью Господа, через Нее Слово стало Плотью Сын Божий, Отчее Слово, воплотилось в образе человека (Ин. 1, 14). Приснодева Мария явилась лестницей, соединившей небо и землю, той лестницей, которую видел патриарх Иаков (Быт. 28). Ее прообразовали неопалимая купина, явившаяся пророку Моисею, и священный ковчег, в котором пребывал Господь. Величие Пресвятой Девы было предсказано ветхозаветными пророками (Ис. 7, 14), Иезекииль предвидел, что Пресвятая Дева после рождения Христа навсегда пребудет Девою: И рече Господь ко Мне: сия врата заключена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Израилев внидет ими, и будут заключенна (Иез. 44, 2). Величие Христа и Его Матери пророчески воспевается царем Давидом: Дщери царей в чести Твоей: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна Вместо отец Твоих быша сыново Твои: поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради, людие, исповедятся Тебе в век, и во век века (Пс. 44, 10-18). Величие Божией Матери возвестил архангел Гавриил, который, вшед к Ней рече: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословена Ты в женах! (Лк. 1, 28). То же прорекла, исполнившись Духа Свята, праведная Елисавета, воскликнув: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? (Лк. 1, 42-43). И Сама Матерь Божия сказала о прославлении Своем от Бога и людей: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди; яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 46-49). Баптисты отрицают величие Божией Матери, приравнивая Её, как и св. угодников, к обыкновенным людям. Пусть все, которые почитают Деву Марию Царицей Небесной и воздают Ей божеские почести, подумают над словами Христа, сказанными Марии и Иоанну. Матерь Иисуса нуждалась, как все одинокие матери, в защите и попечении о Ней. Слова распятого Христа, обращенные к Матери: Жено! се, сын Твой, и затем к любимому ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26-27), означают не только то, что Он поручил Иоанну по-человечески заботиться об остающейся одинокой Матери Своей. Смысл их более глубокий: в последние минуты Своей земной жизни Спаситель Сам вручил человечество попечению Своей Пречистой Матери, усыновив его Ей в лице любимого ученика Иоанна. И для всех нас, кто живет во Христе, как Его друзья и братья, Матерь Божия является Матерью, а мы Ее детьми. Как мать земная заботится и печется о детях своих, так матерински заботится о нас и Богородица Мать Небесная. Повсюду, где есть христиане, славится Пречистое имя Божией Матери, и только сектанты отвергают Ее, не поклоняются Ей, ни молятся Той, Чьими покровом и заступлением спасается мир. Они считают себя христианами, но как можно, спросим мы их, исповедуя Сына, отвергать Его Пресвятую Матерь! Истинная ли это вера? Вправе ли называться такие люди христианами? Возражения: Сам Христос не почитал (будто) Своей Пречистой Матери, когда сказал: Кто есть Мати Моя? И кто суть братия Моя?.. Иже бо аще сотворит волю Отца, Моего, Иже есть на небесах, той брат Мой, и сестра, и Мати Ми есть (Мф. 12, 48-50). Эти слова имеют тот смысл, что, кроме плотского родства, есть еще и духовное которые не от хотения плоти родились (Ин. 1, 12-13; 1 Ин. 3, 1; Петр 1, 22-23). По человечеству Иисус Христос был в повиновении у Неё (Лк. 2, 51), исполнял Ее просьбы чудо в Кане (Ин. 2, 1-10); заботился о Ней даже на кресте (Ин. 19, 26-27). Св. Иоанн Златоуст объясняет: «Без добродетели нет никакой пользы и Христа носить во чреве и родить этот дивный плод. Христос отвечает: Кто Мати Моя, и кто братия Моя? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился матери Своей, или отвергал родившую Его. Если бы Он стыдился (Матери Своей), то и не прошел бы сквозь утробу Ея; но желая показать, что от того нет Ей никакой пользы, если Она не исполнит всего должного. Поступок Ее происходил от излишней ревности к правам Своим. Ей хотелось показать народу Свою власть над Сыном, о Котором Она еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны Ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, но они зовут Его вон, и притом при всех, обнаруживая чрез это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большою властью повелевают Им. Ужели не было другого времени. Как бы так говорит евангелист. Ужели нельзя было поговорить наедине? Не должно было прерывать беседы Его с народом для дел неважных. Они делали это по одному тщеславию. Но Он так заботился о Ней, что и на самом кресте, препоручая Ее возлюбленному ученику, проявляет к Ней великую заботливость. Так как они думали о Нем, как о простом человеке, и тщеславились, то Он исторгает этот недуг; не оскорбляя, но исправляя. Но ты обращай внимание не на одни только слова, заключающие в себе легкий упрек, но и на неуместную смелость братьев и на Того, Кто упрекал: это был не просто человек, но Единородный Сын Божий. Он не хотел оскорбить их, но избавить от мучительной страсти, мало-помалу привести их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери, но и Господь». |
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|
![]() |
![]() |