Свято-Троицкий Ионинский монастырь
обитель пещеры издательство фотогалерея вопрос священнику

Издательство

Об издательстве
Ионинский листок
Отрок.ua

Карта сайта


Наша кнопка:

Получить HTML-код

Проекты монастыря:

Тексты служб с переводом и изъяснением. Общество им. Скабаллановича
Сайт зверинецких пещер
Нещеровский Спасо-Преображенский монастырь
Ольшанский
женский монастырь
Покров
Молодость не равнодушна
Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи
Журнал «Фамилия»
Певческая школа при Св.Троицком Ионинском монастыре
Молодежные паломнические туры


Издательство »» Ионинский листок »» № 14 (396). ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА

Архимандрит Рафаил (Карелин)

В пятницу 12-го Нисана по обвинению иудейских первосвященников и приговору римского прокуратора Христос был распят. На Кресте, как на жертвеннике Вселенского храма, была принесена искупительная Жертва за человечество. Голгофа стала главным святилищем Новозаветной Церкви; погребальная пещера — алтарем; каменное ложе, на котором лежало тело Спасителя — Престолом Божества.

Христос умер как человек. Его душа, подобно душам праотцев и пророков, сошла во ад, в царство смерти. Те, кто в своей земной жизни ожидали Мессию, узнали Христа, своего Спасителя. Другие души во аде, как многие люди на земле, встретили Христа с равнодушием или ненавистью.

Тело Христа пребывало в погребальной пещере как в недрах земли, пятницу (с вечера), субботу и часть следующей ночи. Два тайных ученика Спасителя, Никодим и Иосиф Аримафейский — члены Синедриона и князья иудейские, просили у Пилата, как великой милости, дозволить им предать погребению тело Распятого на Кресте.

Пилат с подчеркнутым великодушием разрешил погрести Христа, так, словно даровал Ему жизнь.

Обычно тело казненного висело на кресте, пока не истлевало, или же его выбрасывали за город на съедение хищным птицам и зверям. Суд цезаря карал не только живых, но и мертвых. Иосиф Аримафейский и Никодим в Великую Пятницу сделались явными учениками Христа. Они знали, против какой силы идут, знали что будут гонимы и, может быть, убиты. Но «любовь крепче смерти» (Песнь Песней). Тело Христа было перенесено в пещеру, которую Иосиф приготовил для себя и своих потомков. Взамен могильного склепа он получил небо и вечную жизнь. Иосиф Аримафейский был изгнан из своего отечества: кинжал убийц, сихариев, подстерегал его в каждом углу Палестины. Только на западной окраине Римской империи в туманных горах Альбиона (Британии) он нашел себе убежище и приют. Там он проповедовал Евангелие, там был похоронен. Там обрел себе вторую гробницу — не как князь, а как апостол и небесный покровитель Британии.

Никодим стал странником в своем отечестве. Под видом нищего он ходил по городам и селам, испрашивал милостыню и проповедовал о Христе. Он был похоронен вместе со знаменитым Гамалиилом, учителем апостола Павла, впоследствии принявшим христианство, и его сыном Авивом.

В Великую Пятницу Никодим и Иосиф вместе с женами-мироносицами возлили на тело Христа миро, одели на Него погребальные одеяния и положили в пещере, которая стала Святая Святых для христиан всего мира и всех времен. Погребальная Пещера превратилась в земное небо и обитель вечного света. Вход в пещеру был закрыт огромным камнем, отвалить который могли с трудом несколько человек. У тела Христа невидимо стояли ангелы, как воины у трона Царя. Члены синедриона просили у Пилата разрешения приставить стражу ко Гробу (возможно, в Субботу вечером). Они объясняли это опасением, чтобы ученики Христа не похитили Его Тела. На самом деле это был тайный страх, что совершится чудо, это была попытка немощными силами воспрепятствовать Божественному промыслу и всемогуществу.

В Пасхальную ночь римские войска были стянуты в Иерусалим. Пилат, опасаясь беспорядков и еще больше интриг Синедриона, послал отряд воинов из стражи храма стеречь гробницу. В римском войске царила железная дисциплина. Малейшая провинность жестоко наказывалась и каралась. Римский суд не знал пощады. За побег узника, или если совершалось похищение тела казненного, сторож приговаривался к смерти. Ночь была разделена на несколько частей — «страж». На Пасху весь цвет Иудеи и представители каждой общины из диаспоры собирались в Иерусалиме. Римский прокуратор, тысяченачальники и солдаты из гарнизонов других городов неотлучно пребывали в Иерусалиме, как в военном лагере. Лазутчики, смешиваясь с толпой, следили, не подготавливается ли какой-нибудь заговор против римской власти. Каждую минуту стражу у Гроба Господня могли проверить римские офицеры, наблюдающие за порядком, или слуги первосвященников. Покинуть пост или уснуть на посту для римского солдата было равносильно самоубийству. Единственное, что могли позволить себе солдаты, — это разжечь костер и сидеть близ него, не выпуская из рук оружия.

После полуночи Христос Воскрес. Совершилось чудо, которое Он возвещал в пророчествах и притчах своим ученикам. Свидетелями Воскресения были люди, далекие от ветхозаветной религии, совершенно не ожидавшие чуда у пещеры Гроба, — римские воины.

Небесный свет воссиял над гробницей ярче, чем вспышки молний или огненный столп, который вел израильтян в пустыне. Стража в ужасе упала на землю, а затем, очнувшись, направилась в город искать первосвященников, чтобы рассказать о свершившемся чуде.

Первосвященники прибегли к универсальному средству — взятке. Они заключили с воинами тайный договор: воины должны были сказать, что тело похитили ученики Иисуса Христа, а первосвященники, придя к Пилату с дарами по случаю прошедшего праздника, дать деньги сверх положенной суммы за прощение воинов. Стрела, сделанная из золота, легко поражает цель. Это знали воины, поэтому они согласились и, получив награду, возвратились к себе. Впрочем, положение воинов было не легким.

Если бы они объявили о Воскрешении Христа, то поставили бы Пилата в положение судьи, приговорившего Божество к смерти, а это грозило им местью прокуратора и жестокой расправой. Прокуратор был маленьким цезарем в своей области. Пилат принял дар, исполнил просьбу первосвященников, но сразу же понял, что здесь таится обман. За римских солдат ходатайствуют высшие духовные сановники вместо того, чтобы требовать суда над ними. Воинов даже не вызывают на допрос. Все тонет в заговоре молчания, более непроницаемом, чем ночь. Пилат чувствовал, что первосвященники расставили сети, опутали его, втянули в преступление. В последующие годы своего правления Пилат допустил столько жестокостей, что, казалось, мстил синедриону за свое поражение. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, несправедливости Пилата и других прокураторов стали одной из причин будущего восстания Иудеи против Рима. Через несколько лет Пилат был сослан императором Тиберием и покончил жизнь самоубийством, бросившись в пропасть. Жена Пилата, ходатайствовавшая перед своим мужем за Христа, впоследствии приняла христианство.

Апостолы и жены-мироносицы не знали о страже, охранявшей пещеру. Рано утром, когда заря своим дыханием погасила звезды, как ветер тушит свечи, жены-мироносицы направились к Гробу Христа, чтобы возлить на Его тело миро, смешанное с их слезами.

После шумного праздника город спал, улицы были безлюдны. Во время распятия Христа апостолы, кроме Иоанна Богослова, покинули своего учителя, а жены-мироносицы остались стоять у Креста. Те, кто не оставил Господа на Голгофе, должны были первыми услышать весть о Его Воскресении. Мария Магдалина, подойдя ко Гробу, увидела огромный камень, отваленный от пещеры. Войдя во Гроб, встретила Ангела, сидящего у Гроба в знак того, что Небесный вестник ожидал ее. Вид Ангела походил на блеск молнии и пламя огня. Гроб был наполнен неземным светом. Ангел сказал Марии Магдалине и другим женам-мироносицам: «Что вы ищите живого среди мертвых? Христос Воскрес!»

Скорбь жен-мироносиц сменилась радостью. Они поспешили, как на крыльях, в Иерусалим, чтобы возвестить апостолам о Воскресении Христа из мертвых.

Вначале Господь явился женам-мироносицам. Но, по древнему церковному преданию, Воскресение Христа видела Его Пречистая Матерь в то время, когда Христос Воскрес. После Воскресения Христа сердце Его Матери не должно было страдать ни на мгновенье за Сына Своего. Но сострадание удел тех, кто любит. Сердце Божией Матери страдает болью всего человечества, страдает за каждого из нас.

Затем Христос явился апостолам. Он дал им власть священнодействовать, прощать и отпускать грехи. Апостола Иакова (старшего сына Иосифа от его брака с Саломеей) Христос рукоположил в епископа Иерусалимского и научил Божественной литургии.

Враги Христа распустили слух, что Его тело похищено учениками. Но для чего апостолам надо было похищать мертвое тело, когда само Распятие казалось им вначале поражением Христа и разрушением всех надежд? Человек через заведомую ложь стремится извлечь выгоду и славу. Апостолы всю жизнь пребывали в бедности, были преследуемы и гонимы, их подвергали избиениям и пыткам. Они были странниками среди чужих народов. Какую выгоду могла сулить им ложь? Человек ложью хочет сохранить свою жизнь, а за весть о Воскресшем Христе апостолы принимали смерть.

Теории критиков Библии основаны на одном — на отсутствии у них религиозного чувства, на школьном отрицании чуда, на непонимании нравственного влияния красоты Спасителя, как человека, и Его могущества, как Бога. Вся история христианства — это не история философских идей, а действие Божественных сил. Вся история древней Церкви проходит на фоне сверхъестественных явлений и чудес. Она сама — великое чудо.

Проповедь Евангелия — это не изощренное человеческое слово, а начало новой жизни, включение человека в новые сферы бытия, в живоносные потоки благодати. Божество выше образа и слова. Если в семье слепцов один внезапно получит исцеление, а другие спросят, что ему открылось, то он не найдет слов, чтобы объяснить, что такое лучи света, что такое краски небесной зари и земных цветов.

Невозможно объяснить, что такое звуки музыки глухому от рождения. Невозможно объяснить, что такое вера тем, кто не имеет этого чувства и внутреннего религиозного опыта. Рационалисты не могут понять, почему слово Библии так властно действует на человеческое сердце, а живая проповедь апостолов обращала ко Христу простыми, внешне неискусными словами целые села и города…

новости

04.03.23 Дорогие братья и сестры!

26.02.23 Соборование мирян в монастыре будет совершаться:

14.05.22 Желающим подать записки на поминовение (и единовременное, и длительное — годовое, сорокоуст, 40 заказных литургий) в Ионинский монастырь можно прислать имена на вайбер +380995265988 (телефон не для справок, только для записок). Посильное пожертвование можно перечислить сюда: 5457 0822 3725 4938.

все новости »»

Миссионерская и просветительская деятельность монастыря, а также его реставрация нуждается в вашей поддержке. Желающим помочь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 4149 4393 1844 2625.



Расписание богослужений

Сегодня: 25.03.23. Суббота. Свт. Софрония Иерусалимского. Поминовение усопших.
7.40 Литургия Иоанна Златоустого и Панихида.
16.00 Всенощное бдение.

Завтра: 26.03.23. Воскресенье. Неделя 4-я Великого Поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
6.45 Литургия Василия Великого.
9.00 Литургия Василия Великого и Поклонение Кресту.
16.00 Вечерня со Входом и малое Повечерие.

на всю седмицу »»


Рекомендуем посетить:

Официальный веб-сайт
Фотолiтопис
donor.org.ua

еще ссылки »»

обитель пещеры издательство фотогалерея вопрос священнику

© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
e-mail редакции: site@iona.kiev.ua

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру